Бриф: Оружие против тупых Исполнителей или Заказчиков?

Бриф (от англ. brief «инструкция, сводка») — краткая письменная форма согласительного порядка между планирующими сотрудничать сторонами, в которой прописываются основные параметры будущего программного, графического, медийного или какого-либо иного проекта.


Виды брифов

  • Бриф-анкета — это техническое задание для запроса одной из сторон более детальной, предварительной информации о сделке.
  • Архитектурный бриф — описание требований клиента (техническое задание), на основе которого выбирается архитектор, формируется архитектурное решение.
  • Медиа-бриф — для планирования и проведения рекламной кампании.
  • Креативный бриф — документ, помогающий компании правильно поставить задачу по разработке рекламного сообщения или образа товара, создание рекламного продукта (ролика, плаката и т. п.)
  • Экспертный бриф (бриф на создание и выведение новой торговой марки) — его анкетная часть, предлагаемая клиенту, отчасти является инструментом маркетингового исследования, предшествующего брендингу — созданию и поддержанию торговой марки.
  • Дизайнерский бриф — краткий письменный документ, который определяет желаемый результат дизайнерского проекта.

Бриф — краткая письменная форма соглашения между заказчиком и исполнителем, в которой прописаны основные нюансы будущего проекта. Он нужен:

  • заказчику (клиенту) — чтобы рассказать подробнее о продукте и получить результат, который нужен;
  • исполнителю — чтобы узнать, что нужно заказчику, и получить нужную информацию для работы.

По сути бриф — усовершенствованная форма ТЗ, технического задания. В нем также есть основные параметры заказа — например, количество статей или число знаков в материале, требуемый процент уникальности, срок сдачи готового материала — и дополнительные пункты: например, характеристики целевой аудитории, сформированное УТП или статистика продаж.

Такой документ применяют в разных сферах — от программирования до копирайтинга. Бриф обычно используют при выполнении сложных задач, например, для:

  • создания сайта с первичным наполнением и SEO-продвижением;
  • разработки корпоративного дизайна для буклетов, сайтов, баннеров, логотипа;
  • написания серии статей в блог или комплексного наполнения сайта;
  • настройки рекламной кампании
  • комплексного SMM.

Для обычных статей — например, описаний в интернет-магазинах — бриф часто не используют. Но его применяют для создания продающих статей и лендингов, для разработки контент-стратегии или написания чек-листов, инструкций, гайдов.


Как составить бриф — разбираем реальный пример

Создание брифа убережет вас от лишних правок, долгого обсуждения проекта, недопониманий. Но, чтобы он работал, нужно правильно составить его. Давайте разберем создание документа для заказа контент-маркетинга по пунктам.

Как составить бриф

Название и контактная информация

Эта информация нужна, чтобы правильно использовать название компании в статьях, на сайте, в рекламных материалах. Контакты также нужны для правильного использования и возможности связаться с отделом продаж, ЛПР или директором организации. 

Виды работ

Этот пункт нужен для того, чтобы сразу понять тип и масштаб предстоящей работы. Ведь кому-то нужна одна статья, кому-то — серия публикаций с контент-планом, который нужно отправить на согласование. 

Цели проекта

У каждой задачи есть своя цель. Мы просим подробно рассказать о ней. Это поможет понять, чего именно Вы хотите, например:

  • повысить уровень экспертности в глазах целевой аудитории;
  • увеличить конверсию одной страницы или всего сайта в целом;
  • выйти в ТОП по низкочастотным или среднечастотным запросам.

Можно написать о краткосрочной цели, которая относится к этому проекту, и глобальной цели компании — например, стать первым по объемам производителем в регионе.

Сроки реализации

Обычно мы спрашиваем, к какой дате заказчику нужна готовая работа. Это поможет правильно спланировать рабочее время. Лучше указать определенную дату, потому что расплывчатые формулировки типа «через неделю» или «в следующем месяце» могут стать камнем преткновения: вы подумаете, что статьи будут готовы в начале месяца, а мы закончим их к концу следующего месяца.

Ссылки на примеры работ

Мы просим заказчика дать ссылки на примеры работ, которые ему нравятся. Это поможет понять формат будущих материалов и узнать стиль, в котором нужно писать. Также мы сможем провести быстрый анализ конкурентов: в большинстве случаев клиенты дают ссылки на тематические материалы, размещенные на ресурсах конкурентов.

Бюджет

Спрашивать заказчика сразу про выделенный на проект бюджет это нормально! Это сэкономит наше время — мы сразу поймем, сможем ли работать с задачей. Если нет — можно будет передать готовый заполненный бриф проверенному коллеге или делегировать свои обязанности. В любом случае вам не придется повторно заполнять документ.

Подробности о продукте или услуге

Обычно заказчики рассказывают подробнее о продукте или услуге, которую планируется продвигать. Например, можно указать технические характеристики товара или особенности разработки проектов жилых домов. Это поможет нам лучше понять, о чем стоит писать, а о чем лучше умолчать. Кроме того, с подробными данными мы быстрее вникнете в тему.

Целевая аудитория

Характеристики целевой аудитории важны, чтобы найти правильный подход к вашему клиенту. Например, сленг, предназначенный для подростков, не поймут пенсионеры, а бизнесмены не будут умиляться фотографиям малышей в отличие от молодых мам. Подробно описывайте свою целевую аудиторию: пол и возраст, увлечения, предпочтения. Если информации не будет, просто дайте доступ к системе управления сайтом или к статистике компании.

Преимущества или УТП

Указывайте УТП компании. Его можно использовать в тексте даже невзначай, чтобы заинтересовать ваших клиентов и превратить их в покупателей. Если сформированного УТП нет, просто расскажите о преимуществах: например, скидках, бесплатной доставке, гарантиях больше, чем у конкурентов.

Пожелания по проекту

Высказывайте свои творческие или технические пожелания, например:

  • определенный балл для текстов по Главреду;
  • использование тезисных врезок или интересных фактов;
  • статьи в формате сторителлинг;
  • определенные ключевые словосочетания.

Это поможет лучше понять, какой результат нужен вам, и убережет от лишних правок.

В результате у нас получится такой бриф:

Бриф

После заполнения он будет выглядеть так:

Заполненный бриф


В чем сила брифа

Давайте разберемся, какие задачи решает бриф:

  • помогает разложить задачу на понятные части
  • вводит в контекст всех участников
  • вытаскивает ключевую информацию для реализации задачи
  • экономит время
  • отсекает не целевых заказчиков (те, кто объясняют задачу “на пальцах” не любят брифы)
  • синхронизирует ожидания заказчика и исполнителя
  • определяет ключевые метрики

Основной минус брифа, это время. Со стороны исполнителя, это время на создание самого брифа, а со стороны заказчика, это его заполнение. Но, все это время окупается на первом же проекте, когда вы берете за практику работать только через заполненный бриф и тем самым упрощаете жизнь как себе, так и будущим клиентам.


Виды и история брифа

Изначально бриф появился в области рекламного бизнеса, поэтому первые его виды так или иначе крутятся вокруг рекламы:

  • для запуска рекламных кампаний – медиа бриф
  • для создания рекламных материалов (интернет, аудио, видео, тексты и пр.) – креативный бриф
  • для проведения маркетинговых исследований – экспертный бриф

Чуть позже практика работы с брифами перекочевала и в другие области, стали появляться брифы на создание:

  • сайтов
  • мобильных приложений
  • сложных интеграционных систем
  • и всего возможного

Концептуально, думающие люди в разных сферах начали понимать, что набор вопросов для относительно стандартных задач позволяет экономить колоссальное количество времени и выполнять более качественную работу. Уже не нужно по сто раз уточнять что же хочет клиент, достаточно просто выслать список заранее подготовленных вопросов. В конечном счете инструмент стал универсальным.


Оцените статью

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
Еще никто не проголосовал. Станьте первым!

Написать комментарий