Из года в год маркетеры ведут извечный спор: бюджеты на маркетинг — это расходы или инвестиции? И каждая из сторон зачастую приводит веские аргументы в пользу своей точки зрения. Есть ли способ прекратить эту дискуссию и на самом деле превратить маркетинговые активности в инвестиционные проекты?
Мы предлагаем свой подход к решению данной задачи и будем рады, если вы поделитесь своими мыслями в комментариях к этой статье.
1. Оценка эффективности маркетинга в течение всего срока существования продукта.
Для того чтобы расходы превратились в инвестиции, необходимо, чтобы потраченные сегодня усилия дали не только мгновенный эффект, но продолжали работать на вас еще в течение долгого времени. Для этого оценку эффективности маркетинговых активностей необходимо давать в более долгосрочной перспективе. Задайте себе вопрос: «А что нам даст использование данного коммуникационного канала через 5–10 лет?» Если ваш ответ — «ничего», то, вероятно, потратив деньги таким образом, вы не превратите данную часть маркетингового бюджета в инвестиции.
Например, когда наше агентство проводило кампанию для клиента «Ондулин» на региональном ТВ, было принято решение не использовать обычные телевизионные ролики, а сделать вместо этого совместный проект с каналом «Россия 1». Суть проекта заключалась в том, что съемочная группа телеканала из конкретного региона выезжала к покупателю кровельного материала «Ондулин» и снимала его рассказ о выборе материала на фоне дома с крышей, покрытой ондулином. В результате мы получили 100 % охват региона (кампания проходила в 20 крупнейших регионах РФ), т. к. сюжет выходил в местных новостях и повторялся три раза за день.
Что касается lifetime value, мы разместили сюжеты с положительными отзывами о продукте, снятые сторонним и очень авторитетным источником информации, на Youtube-канале «Ондулина». Теперь каждый раз, когда люди вводят в поисковик запрос «ондулин отзывы» (а таких запросов бывает около 10 000 в месяц), они имеют возможность увидеть, что говорят реальные покупатели об интересующем их кровельном материале, и сделать выбор в пользу ондулина.
2. Интернет как инструмент капитализации маркетинга.
Говорить о капитализации можно лишь в случае стратегического подхода к маркетинговым коммуникациям. Ведь всегда можно решать конкретные задачи с помощью использования эффективных тактик: например, сгенерировать требуемое количество лидов с помощью контекстной рекламы, приводя посетителей на целевую страницу.
Однако если вы рассматриваете маркетинговый бюджет с точки зрения инвестиций, вы выберете более сложный путь и опубликуете в корпоративном блоге несколько полезных статей, которые, во-первых, позволят лучше подготовить лиды к покупке, а во-вторых, получить более длительный эффект, т. к. статьи продолжат приводить потенциальных покупателей на целевую страницу и после окончания кампании. Создание и развитие информационного пространства вокруг вашего продукта — это маркетинговый капитал, который при правильном подходе может давать конкретные результаты здесь и сейчас и продолжать работать на вас в будущем.
3. Повышать капитализацию с помощью офлайн-активностей.
Все офлайн-активности должны дополнять онлайн-мероприятия и работать на повышение авторитета интернет-ресурса компании, ведь именно он является вашей собственностью. Поэтому нужно, чтобы кампании в традиционных медиа обязательно вызывали приток новых посетителей на сайт, блог или страницу в социальных сетях. Простое информирование о продукте в значительно меньшей степени повышает капитализацию вашего маркетинга.
Как правило, крупные компании не уделяют большого внимания координации онлайн- и офлайн-активностей, хотя согласно исследованиям Google 84 % покупателей принимают решение о покупке именно после проведения интернет-исследования. Почему-то считается, что интернет — это такая новомодная «диджитал-фишка», которую нужно использовать для имиджевых проектов с целью показать, насколько «продвинутым» и «инновационным» является бренд.
- Коршакова Ирена Александровна
- 2 мая 2021