"

Тинькофф. Управленческий учет

Зачем нужен управленческий учет?

Управленческий учет помогает понять:

  • Можно сейчас купить машину на деньги компании и не навредить бизнесу?
  • От каких клиентов выгодно отказаться?
  • Закрывать убыточную компанию или подождать?
  • Будет ли в этом месяце кассовый разрыв?

Представим Николая — он владеет компанией «Компик». «Компик» обслуживает офисную технику, и дела вроде идут хорошо. Есть постоянные клиенты, работают два штатных администратора, появляются новые заказы.

Но вот Николай смотрит статистику доходов и расходов:

Расходы превышают доходы 4 месяца из восьми
Расходы превышают доходы 4 месяца из восьми

Выходит, бизнес убыточен? Нет, «Компик» прибылен, но Николай на радостях купил себе новую машину, потратив деньги, которые заработал его бизнес. Личные деньги смешались с деньгами компании, и Николаю сложно оценить реальное состояние бизнеса. Тогда он смотрит статистику в Управленческом учете:

Это операционная деятельность — доходы и расходы бизнеса без посторонних трат. По этому графику очевидно, что «Компик» прибылен
Это операционная деятельность — доходы и расходы бизнеса без посторонних трат. По этому графику очевидно, что «Компик» прибылен

Ситуация могла быть противоположной: обычная статистика показывает, что доходы превышают расходы, но бизнес убыточен. Просто владелец каждый месяц вливает в компанию наследство жены.

История провала, который можно было предотвратить с помощью Управленческого учета: Как закрыть 6 блинных с долгом 1,5 млн рублей

Разделение по типам деятельности — один из инструментов Управленческого учета, есть и другие. Все они помогают руководителю увидеть реальную картину бизнеса и правильно прогнозировать расходы и доходы.

Как настроить Управленческий учет?

Настройте Управленческий учет под свою компанию — выделите статьи расходов и доходов, назовите их понятно для себя. Разделите статьи по типам деятельности:

  1. Операционная деятельность — непосредственная деятельность организации.
  2. Финансовая — операции по добавлению или изъятию средств. Например, руководитель вывел деньги и купил новый Айфон или, наоборот, продал Айфон и всё вложил в бизнес.
  3. Инвестиционная — инвестиции в сторонние проекты.

Структурируйте статьи, как удобно. Например, статья «Продажи» в доходах может делиться на статьи «Веб-сайт» и «Офлайн-магазин». А «Реклама» в расходах — на «Соцсети» и «Наружную рекламу».

Распределяйте операции по статьям регулярно, чтобы всегда видеть актуальные данные о бизнесе.

Как учитывать прибыль связанных компаний?

У Антона две компании: одна готовит обеды, а другая их доставляет. Компания по доставке пока работает только с одним поставщиком, и она убыточна. Значит ли это, что убыточную компанию нужно закрыть?

Ответ может быть разным. В этом случае — нет, компанию закрывать не нужно. Без собственной доставки Антону пришлось бы пользоваться сторонними курьерами, это дороже. Получается, убыточная доставка уменьшает операционные расходы компании по готовке и делает группу компаний (готовка + доставка) более выгодной.

В Управленческом учете можно увидеть информацию по каждому проекту и объединить проекты в группы, чтобы оценить их совокупную выгоду.

Есть два способа объединить проекты в группу:

  1. При первом входе. Когда первый раз заходите в Управленческий учет, выберите связанные компании, введите название группы и нажмите «Продолжить». Потом все можно будет поменять.
  2. В любое время в личном кабинете. Зайдите во вкладку «Панель управления» → «Организации». Группируйте компании, как удобно, и меняйте название группы. Изменения отразятся в Управленческом учете.

Как найти убыточный проект?

Николай заметил, что на некоторых клиентов его компания тратит больше денег, чем те приносят. Чтобы найти убыточных клиентов, он разделил в Управленческом учете все доходы и расходы компании на проекты. Каждый клиент — отдельный проект. Николай все распределяет по проектам:

  • расходные материалы в зависимости от того, для кого их купили;
  • зарплаты сотрудников пропорционально потраченному времени;
  • доходы.

Так Николай знает, кто из клиентов приносит наибольший доход, а с кем лучше прекратить отношения.

Убыточный клиент может быть осознанным шагом — например, чтобы повысить свой статус с помощью известного заказчика. Но бывает, что убыточный клиент — это просто убыточный клиент, и от него нужно отказаться.

Если компания занимается ремонтом квартир, ее проекты — это разные квартиры. Магазины или кафе в сетевой компании — проекты. Заказы у дизайн-бюро — проекты. Бывает, что для бизнеса проекты не нужны.

Как работать без кассовых разрывов?

В прошлом месяце Иван, руководитель компании «Айти-помощник», выплатил зарплату сотрудникам из собственных средств. Из-за этого пришлось отложить поездку с семьей.

Обычно денег на все хватало, но в этом месяце Иван нанял нового сотрудника на крупный проект и немного не рассчитал: деньги за проект должны были прийти 7 марта, а зарплату нужно выплачивать уже третьего.

Доходы от остальных проектов ушли на оплату аренды и другие текущие расходы. Так получился кассовый разрыв — ситуация, когда нужно сделать платеж, а денег на него нет.

Управленческий учет помогает планировать расходы и доходы, чтобы избежать кассового разрыва.

Оцените статью

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
Еще никто не проголосовал. Станьте первым!

Написать комментарий